24 ноября 2023 г.

Методы объекта, "this"

Объекты обычно создаются, чтобы представлять сущности реального мира, будь то пользователи, заказы и так далее:

// Объект пользователя
let user = {
  name: "John",
  age: 30
};

И так же, как и в реальном мире, пользователь может совершать действия: выбирать что-то из корзины покупок, авторизовываться, выходить из системы, оплачивать и т.п.

Такие действия в JavaScript представлены функциями в свойствах.

Примеры методов

Для начала давайте научим нашего пользователя user здороваться:

let user = {
  name: "John",
  age: 30
};

user.sayHi = function() {
  alert("Привет!");
};

user.sayHi(); // Привет!

Здесь мы просто использовали Function Expression (функциональное выражение), чтобы создать функцию приветствия, и присвоили её свойству user.sayHi нашего объекта.

Затем мы можем вызвать ee как user.sayHi(). Теперь пользователь может говорить!

Функцию, которая является свойством объекта, называют методом этого объекта.

Итак, мы получили метод sayHi объекта user.

Конечно, мы могли бы использовать заранее объявленную функцию в качестве метода, вот так:

let user = {
  // ...
};

// сначала, объявляем
function sayHi() {
  alert("Привет!");
}

// затем добавляем в качестве метода
user.sayHi = sayHi;

user.sayHi(); // Привет!
Объектно-ориентированное программирование

Когда мы пишем наш код, используя объекты для представления сущностей реального мира, – это называется объектно-ориентированным программированием или сокращённо: «ООП».

ООП является большой предметной областью и интересной наукой самой по себе. Как выбрать правильные сущности? Как организовать взаимодействие между ними? Это – создание архитектуры, и на эту тему есть отличные книги, такие как «Приёмы объектно-ориентированного проектирования. Паттерны проектирования» авторов Эрих Гамма, Ричард Хелм, Ральф Джонсон, Джон Влиссидес или «Объектно-ориентированный анализ и проектирование с примерами приложений» Гради Буча, а также ещё множество других книг.

Сокращённая запись метода

Существует более короткий синтаксис для методов в литерале объекта:

// эти объекты делают одно и то же

user = {
  sayHi: function() {
    alert("Привет");
  }
};

// сокращённая запись выглядит лучше, не так ли?
user = {
  sayHi() { // то же самое, что и "sayHi: function(){...}"
    alert("Привет");
  }
};

Как было показано, мы можем пропустить ключевое слово "function" и просто написать sayHi().

Нужно отметить, что эти две записи не полностью эквивалентны. Есть тонкие различия, связанные с наследованием объектов (что будет рассмотрено позже), но на данном этапе изучения это неважно. Почти во всех случаях сокращённый синтаксис предпочтителен.

Ключевое слово «this» в методах

Как правило, методу объекта обычно требуется доступ к информации, хранящейся в объекте, для выполнения своей работы.

Например, коду внутри user.sayHi() может потребоваться имя пользователя, которое хранится в объекте user.

Для доступа к информации внутри объекта метод может использовать ключевое слово this.

Значение this – это объект «перед точкой», который используется для вызова метода.

Например:

let user = {
  name: "John",
  age: 30,

  sayHi() {
    // "this" - это "текущий объект".
    alert(this.name);
  }

};

user.sayHi(); // John

Здесь во время выполнения кода user.sayHi() значением this будет являться user (ссылка на объект user).

Технически также возможно получить доступ к объекту без ключевого слова this, обратившись к нему через внешнюю переменную (в которой хранится ссылка на этот объект):

let user = {
  name: "John",
  age: 30,

  sayHi() {
    alert(user.name); // "user" вместо "this"
  }

};

…Но такой код ненадёжен. Если мы решим скопировать ссылку на объект user в другую переменную, например, admin = user, и перезапишем переменную user чем-то другим, тогда будет осуществлён доступ к неправильному объекту при вызове метода из admin.

Это показано ниже:

let user = {
  name: "John",
  age: 30,

  sayHi() {
    alert( user.name ); // приведёт к ошибке
  }

};


let admin = user;
user = null; // перезапишем переменную для наглядности, теперь она не хранит ссылку на объект.

admin.sayHi(); // TypeError: Cannot read property 'name' of null

Если бы мы использовали this.name вместо user.name внутри alert, тогда этот код бы сработал.

«this» не является фиксированным

В JavaScript ключевое слово «this» ведёт себя иначе, чем в большинстве других языков программирования. Его можно использовать в любой функции, даже если это не метод объекта.

В следующем примере нет синтаксической ошибки:

function sayHi() {
  alert( this.name );
}

Значение this вычисляется во время выполнения кода, в зависимости от контекста.

Например, здесь одна и та же функция назначена двум разным объектам и имеет различное значение «this» в вызовах:

let user = { name: "John" };
let admin = { name: "Admin" };

function sayHi() {
  alert( this.name );
}

// используем одну и ту же функцию в двух объектах
user.f = sayHi;
admin.f = sayHi;

// эти вызовы имеют  разное значение this
// "this" внутри функции - это объект "перед точкой"
user.f(); // John  (this == user)
admin.f(); // Admin  (this == admin)

admin['f'](); // Admin (нет разницы между использованием точки или квадратных скобок для доступа к объекту)

Правило простое: если вызывается obj.f(), то во время вызова f, this – это obj. Так что, в приведённом выше примере это либо user, либо admin.

Вызов без объекта: this == undefined

Мы даже можем вызвать функцию вообще без объекта:

function sayHi() {
  alert(this);
}

sayHi(); // undefined

В строгом режиме ("use strict") в таком коде значением this будет являться undefined. Если мы попытаемся получить доступ к this.name – это вызовет ошибку.

В нестрогом режиме значением this в таком случае будет глобальный объект (window в браузерe, мы вернёмся к этому позже в главе Глобальный объект). Это – исторически сложившееся поведение this, которое исправляется использованием строгого режима ("use strict").

Обычно подобный вызов является ошибкой программирования. Если внутри функции используется this, тогда она ожидает, что будет вызвана в контексте какого-либо объекта.

Последствия свободного this

Если вы до этого изучали другие языки программирования, то вы, вероятно, привыкли к идее «фиксированногоthis» – когда методы, определённые в объекте, всегда имеют this, ссылающееся на этот объект.

В JavaScript this является «свободным», его значение вычисляется в момент вызова метода и не зависит от того, где этот метод был объявлен, а скорее от того, какой объект вызывает метод (какой объект стоит «перед точкой»).

Эта концепция вычисления this в момент исполнения имеет как свои плюсы, так и минусы. С одной стороны, функция может быть повторно использована в качестве метода у различных объектов (что повышает гибкость). С другой стороны, большая гибкость увеличивает вероятность ошибок.

Здесь наша позиция заключается не в том, чтобы судить, является ли это архитектурное решение в языке хорошим или плохим. Скоро мы поймем, как с этим работать, как получить выгоду и избежать проблем.

У стрелочных функций нет «this»

Стрелочные функции особенные: у них нет своего «собственного» this. Если мы ссылаемся на this внутри такой функции, то оно берётся из внешней «нормальной» функции.

Например, здесь arrow() использует значение this из внешнего метода user.sayHi():

let user = {
  firstName: "Ilya",
  sayHi() {
    let arrow = () => alert(this.firstName);
    arrow();
  }
};

user.sayHi(); // Ilya

Это особенность стрелочных функций. Она полезна, когда мы на самом деле не хотим иметь отдельное this, а скорее хотим взять его из внешнего контекста. Позже в главе Повторяем стрелочные функции мы увидим больше примеров на эту тему.

Итого

  • Функции, которые находятся в свойствах объекта, называются «методами».
  • Методы позволяют объектам «действовать»: object.doSomething().
  • Методы могут ссылаться на объект через this.

Значение this определяется во время исполнения кода.

  • При объявлении любой функции в ней можно использовать this, но этот this не имеет значения до тех пор, пока функция не будет вызвана.
  • Функция может быть скопирована между объектами (из одного объекта в другой).
  • Когда функция вызывается синтаксисом «метода» – object.method(), значением this во время вызова является object.

Также ещё раз заметим, что стрелочные функции являются особенными – у них нет this. Когда внутри стрелочной функции обращаются к this, то его значение берётся извне.

Задачи

важность: 5

Здесь функция makeUser возвращает объект.

Каким будет результат при обращении к свойству объекта ref? Почему?

function makeUser() {
  return {
    name: "John",
    ref: this
  };
}

let user = makeUser();

alert( user.ref.name ); // Каким будет результат?

Ответ: ошибка.

Проверьте:

function makeUser() {
  return {
    name: "John",
    ref: this
  };
}

let user = makeUser();

alert( user.ref.name ); // Error: Cannot read property 'name' of undefined

Это потому, что правила, которые определяют значение this, никак не смотрят на объявление объекта. Важен лишь момент вызова.

Здесь значение this внутри makeUser() равно undefined, потому что оно вызывается как функция, а не через «точечный» синтаксис как метод.

Значение this одно для всей функции, блоки кода и объектные литералы на него не влияют.

Таким образом, ref: this фактически принимает текущее this функции makeUser().

Мы можем переписать функцию и вернуть то же самое this со значением undefined:

function makeUser(){
  return this; // на этот раз нет литерала объекта
}

alert( makeUser().name ); // Error: Cannot read property 'name' of undefined

Как вы можете видеть, результат alert( makeUser().name ) совпадает с результатом alert( user.ref.name ) из предыдущего примера.

Вот противоположный случай:

function makeUser() {
  return {
    name: "John",
    ref() {
      return this;
    }
  };
}

let user = makeUser();

alert( user.ref().name ); // John

Теперь это работает, поскольку user.ref() – это метод. И значением this становится объект перед точкой ..

важность: 5

Создайте объект calculator (калькулятор) с тремя методами:

  • read() (читать) запрашивает два значения и сохраняет их как свойства объекта с именами a и b.
  • sum() (суммировать) возвращает сумму сохранённых значений.
  • mul() (умножить) перемножает сохранённые значения и возвращает результат.
let calculator = {
  // ... ваш код ...
};

calculator.read();
alert( calculator.sum() );
alert( calculator.mul() );

Запустить демо

Открыть песочницу с тестами для задачи.

let calculator = {
  sum() {
    return this.a + this.b;
  },

  mul() {
    return this.a * this.b;
  },

  read() {
    this.a = +prompt('a?', 0);
    this.b = +prompt('b?', 0);
  }
};

calculator.read();
alert( calculator.sum() );
alert( calculator.mul() );

Открыть решение с тестами в песочнице.

важность: 2

У нас есть объект ladder (лестница), который позволяет подниматься и спускаться:

let ladder = {
  step: 0,
  up() {
    this.step++;
  },
  down() {
    this.step--;
  },
  showStep: function() { // показывает текущую ступеньку
    alert( this.step );
  }
};

Теперь, если нам нужно выполнить несколько последовательных вызовов, мы можем сделать это так:

ladder.up();
ladder.up();
ladder.down();
ladder.showStep(); // 1
ladder.down();
ladder.showStep(); // 0

Измените код методов up, down и showStep таким образом, чтобы их вызов можно было сделать по цепочке, например так:

ladder.up().up().down().showStep().down().showStep(); // показывает 1 затем 0

Такой подход широко используется в библиотеках JavaScript.

Открыть песочницу с тестами для задачи.

Решение состоит в том, чтобы возвращать сам объект из каждого вызова.

let ladder = {
  step: 0,
  up() {
    this.step++;
    return this;
  },
  down() {
    this.step--;
    return this;
  },
  showStep() {
    alert( this.step );
    return this;
  }
};

ladder.up().up().down().showStep().down().showStep(); // показывает 1 затем 0

Мы также можем записать один вызов на одной строке. Для длинных цепей вызовов это более читабельно:

ladder
  .up()
  .up()
  .down()
  .showStep() // 1
  .down()
  .showStep(); // 0

Открыть решение с тестами в песочнице.

Карта учебника

Комментарии

перед тем как писать…
  • Если вам кажется, что в статье что-то не так - вместо комментария напишите на GitHub.
  • Для одной строки кода используйте тег <code>, для нескольких строк кода — тег <pre>, если больше 10 строк — ссылку на песочницу (plnkr, JSBin, codepen…)
  • Если что-то непонятно в статье — пишите, что именно и с какого места.