30 августа 2022 г.

Юникод: флаг "u" и класс \p{...}

В JavaScript для строк используется кодировка Юникод. Обычно символы кодируются с помощью 2 байтов, что позволяет закодировать максимум 65536 символов.

Этого диапазона не хватает для того, чтобы закодировать все символы. Поэтому некоторые редкие символы кодируются с помощью 4 байтов, например 𝒳 (математический X) или 😄 (смайлик), некоторые иероглифы, и т.п.

В таблице ниже приведены Юникоды нескольких символов:

Символ Юникод Количество байт в Юникоде
a 0x0061 2
0x2248 2
𝒳 0x1d4b3 4
𝒴 0x1d4b4 4
😄 0x1f604 4

Таким образом, символы типа a и занимают по 2 байта, а коды для 𝒳, 𝒴 и 😄 – длиннее, в них 4 байта.

Когда-то давно, на момент создания языка JavaScript, кодировка Юникод была проще: символов в 4 байта не существовало. И, хотя это время давно прошло, многие строковые функции всё ещё могут работать некорректно.

Например, свойство length считает, что здесь два символа:

alert('😄'.length); // 2
alert('𝒳'.length); // 2

…Но мы видим, что только один, верно? Дело в том, что свойство length воспринимает 4-байтовый символ как два символа по 2 байта. Это неверно, потому что эти два символа должны восприниматься как единое целое (так называемая «суррогатная пара», вы также можете прочитать об этом в главе Строки).

Регулярные выражения также по умолчанию воспринимают 4-байтные «длинные символы» как пары 2-байтных. Как и со строками, это может приводить к странным результатам. Мы увидим примеры чуть позже, в главе Наборы и диапазоны [...].

В отличие от строк, у регулярных выражений есть специальный флаг u, который исправляет эту проблему. При его наличии регулярное выражение работает с 4-байтными символами правильно. И, кроме того, становится доступным поиск по Юникодным свойствам, который мы рассмотрим далее.

Юникодные свойства \p{…}

Каждому символу в кодировке Юникод соответствует множество свойств. Они описывают к какой «категории» относится символ, содержат различную информацию о нём.

Например, свойство Letter у символа означает, что это буква какого-то алфавита, причём любого. А свойство Number означает, что это цифра: возможно, арабская или китайская, и т.д.

В регулярном выражении можно искать символ с заданным свойством, указав его в \p{…}. Для таких регулярных выражений обязательно использовать флаг u.

Например, \p{Letter} обозначает букву в любом языке. Также можно использовать запись \p{L}, так как L – это псевдоним Letter. Существуют короткие записи почти для всех свойств.

В примере ниже будут найдены английская, грузинская и корейская буквы:

let str = "A ბ ㄱ";

alert( str.match(/\p{L}/gu) ); // A,ბ,ㄱ
alert( str.match(/\p{L}/g) ); // null (ничего не нашло, так как \p не работает без флага "u")

Вот основные категории символов и их подкатегории:

  • Буквы L:
    • в нижнем регистре Ll,
    • модификаторы Lm,
    • заглавные буквы Lt,
    • в верхнем регистре Lu,
    • прочие Lo.
  • Числа N:
    • десятичная цифра Nd,
    • цифры обозначаемые буквами (римские) Nl,
    • прочие No.
  • Знаки пунктуации P:
    • соединители Pc,
    • тире Pd,
    • открывающие кавычки Pi,
    • закрывающие кавычки Pf,
    • открывающие скобки Ps,
    • закрывающие скобки Pe,
    • прочее Po.
  • Отметки M (например, акценты):
    • двоеточия Mc,
    • вложения Me,
    • апострофы Mn.
  • Символы S:
    • валюты Sc,
    • модификаторы Sk,
    • математические Sm,
    • прочие So.
  • Разделители Z:
    • линия Zl,
    • параграф Zp,
    • пробел Zs.
  • Прочие C:
    • контрольные Cc,
    • форматирование Cf,
    • не назначенные Cn,
    • для приватного использования Co,
    • суррогаты Cs.

Так что, например, если нам нужны буквы в нижнем регистре, то можно написать \p{Ll}, знаки пунктуации: \p{P} и так далее.

Есть и другие категории – производные, например:

  • Alphabetic (Alpha), включающая в себя буквы L, плюс «буквенные цифры» Nl (например Ⅻ – символ для римской записи числа 12), и некоторые другие символы Other_Alphabetic (OAlpha).
  • Hex_Digit включает символы для шестнадцатеричных чисел: 0-9, a-f.
  • И так далее.

Юникод поддерживает много различных свойств, их полное перечисление потребовало бы очень много места, поэтому вот ссылки:

Пример: шестнадцатеричные числа

Например, давайте поищем шестнадцатеричные числа, записанные в формате xFF, где вместо F может быть любая шестнадцатеричная цифра (0…9 или A…F).

Шестнадцатеричная цифра может быть обозначена как \p{Hex_Digit}:

let regexp = /x\p{Hex_Digit}\p{Hex_Digit}/u;

alert("число: xAF".match(regexp)); // xAF

Пример: китайские иероглифы

Поищем китайские иероглифы.

В Юникоде есть свойство Script (система написания), которое может иметь значения Cyrillic (Кириллическая), Greek (Греческая), Arabic (Арабская), Han (Китайская) и так далее, здесь полный список.

Для поиска символов в нужной системе мы должны установить Script=<значение>, например для поиска кириллических букв: \p{sc=Cyrillic}, для китайских иероглифов: \p{sc=Han}, и так далее:

let regexp = /\p{sc=Han}/gu; // вернёт китайские иероглифы

let str = `Hello Привет 你好 123_456`;

alert( str.match(regexp) ); // 你,好

Пример: валюта

Символы, обозначающие валюты, такие как $, , ¥, имеют свойство \p{Currency_Symbol}, короткая запись: \p{Sc}.

Используем его, чтобы поискать цены в формате «валюта, за которой идёт цифра»:

let regexp = /\p{Sc}\d/gu;

let  str = `Цены: $2, €1, ¥9`;

alert( str.match(regexp) ); // $2,€1,¥9

Позже, в главе Квантификаторы +, *, ? и {n} мы изучим, как искать числа из любого количества цифр.

Итого

Флаг u включает поддержку Юникода в регулярных выражениях.

Конкретно, это означает, что:

  1. Символы из 4 байт воспринимаются как единое целое, а не как два символа по 2 байта.
  2. Работает поиск по Юникодным свойствам \p{…}.

С помощью Юникодных свойств мы можем искать слова на нужных языках, специальные символы (кавычки, обозначения валюты) и так далее.

Карта учебника

Комментарии

перед тем как писать…
  • Если вам кажется, что в статье что-то не так - вместо комментария напишите на GitHub.
  • Для одной строки кода используйте тег <code>, для нескольких строк кода — тег <pre>, если больше 10 строк — ссылку на песочницу (plnkr, JSBin, codepen…)
  • Если что-то непонятно в статье — пишите, что именно и с какого места.