March 12, 2020

Восемь типов данных, typeof

Материал на этой странице устарел, поэтому скрыт из оглавления сайта.

Более новая информация по этой теме находится на странице https://learn.javascript.ru/types.

В JavaScript существует несколько основных типов данных.

В этой главе мы получим о них общее представление, а позже, в соответствующих главах подробно познакомимся с использованием каждого типа в отдельности.

Число «number»

var n = 123;
n = 12.345;

Единый тип число используется как для целых, так и для дробных чисел.

Существуют специальные числовые значения Infinity (бесконечность) и NaN (ошибка вычислений).

Например, бесконечность Infinity получается при делении на ноль:

alert( 1 / 0 ); // Infinity

Ошибка вычислений NaN будет результатом некорректной математической операции, например:

alert( "нечисло" * 2 ); // NaN, ошибка

Эти значения формально принадлежат типу «число», хотя, конечно, числами в их обычном понимании не являются.

Особенности работы с числами в JavaScript разобраны в главе Числа.

Число «bigint»

В JavaScript тип «number» не может содержать числа больше, чем 253 (или меньше, чем -253 для отрицательных). Это техническое ограничение вызвано их внутренним представлением. 253 – это достаточно большое число, состоящее из 16 цифр, поэтому чаще всего проблем не возникает. Но иногда нам нужны действительно гигантские числа, например в криптографии или при использовании метки времени («timestamp») с микросекундами.

Тип BigInt был добавлен в JavaScript, чтобы дать возможность работать с целыми числами произвольной длины.

Чтобы создать значение типа BigInt, необходимо добавить n в конец числового литерала:

// символ "n" в конце означает, что это BigInt
const bigInt = 1234567890123456789012345678901234567890n;

Более подробно тип данных BigInt мы рассмотрим в отдельной главе BigInt.

Строка «string»

var str = "Мама мыла раму";
str = 'Одинарные кавычки тоже подойдут';

В JavaScript одинарные и двойные кавычки равноправны. Можно использовать или те или другие.

Тип символ не существует, есть только строка.

В некоторых языках программирования есть специальный тип данных для одного символа. Например, в языке С это char. В JavaScript есть только тип «строка» string. Что, надо сказать, вполне удобно.

Более подробно со строками мы познакомимся в главе Строки.

Булевый (логический) тип «boolean»

У него всего два значения: true (истина) и false (ложь).

Как правило, такой тип используется для хранения значения типа да/нет, например:

var checked = true; // поле формы помечено галочкой
checked = false;    // поле формы не содержит галочки

О нём мы поговорим более подробно, когда будем обсуждать логические вычисления и условные операторы.

Специальное значение «null»

Значение null не относится ни к одному из типов выше, а образует свой отдельный тип, состоящий из единственного значения null:

var age = null;

В JavaScript null не является «ссылкой на несуществующий объект» или «нулевым указателем», как в некоторых других языках. Это просто специальное значение, которое имеет смысл «ничего» или «значение неизвестно».

В частности, код выше говорит о том, что возраст age неизвестен.

Специальное значение «undefined»

Значение undefined, как и null, образует свой собственный тип, состоящий из одного этого значения. Оно имеет смысл «значение не присвоено».

Если переменная объявлена, но в неё ничего не записано, то её значение как раз и есть undefined:

var x;
alert( x ); // выведет "undefined"

Можно присвоить undefined и в явном виде, хотя это делается редко:

var x = 123;
x = undefined;

alert( x ); // "undefined"

В явном виде undefined обычно не присваивают, так как это противоречит его смыслу. Для записи в переменную «пустого» или «неизвестного» значения используется null.

Символы «symbol»

«Символ» представляет собой уникальный идентификатор.

Создаются новые символы с помощью функции Symbol():

// Создаём новый символ - id
let id = Symbol();

При создании символу можно дать описание (также называемое имя), в основном использующееся для отладки кода:

// Создаём символ id с описанием (именем) "id"
let id = Symbol("id");

Символы гарантированно уникальны. Даже если мы создадим множество символов с одинаковым описанием, это всё равно будут разные символы. Описание – это просто метка, которая ни на что не влияет.

Например, вот два символа с одинаковым описанием – но они не равны:

let id1 = Symbol("id");
let id2 = Symbol("id");

alert(id1 == id2); // false

Более подробно c символами мы познакомимся в главе Тип данных Symbol.

Объекты «object»

Первые 7 типов называют «примитивными».

Особняком стоит восьмой тип: «объекты».

Он используется для коллекций данных и для объявления более сложных сущностей.

Объявляются объекты при помощи фигурных скобок {...}, например:

var user = { name: "Вася" };

Мы подробно разберём способы объявления объектов и, вообще, работу с объектами, позже, в главе Объекты.

Оператор typeof

Оператор typeof возвращает тип аргумента.

У него есть два синтаксиса: со скобками и без:

  1. Синтаксис оператора: typeof x.
  2. Синтаксис функции: typeof(x).

Работают они одинаково, но первый синтаксис короче.

Результатом typeof является строка, содержащая тип:

typeof undefined // "undefined"

typeof 0 // "number"

typeof 1n // "bigint"

typeof true // "boolean"

typeof "foo" // "string"

typeof Symbol() // "symbol"

typeof {} // "object"

typeof null // "object"  (1)

typeof function(){} // "function"  (2)

Последние две строки помечены, потому что typeof ведёт себя в них по-особому.

  1. Результат typeof null == "object" – это официально признанная ошибка в языке, которая сохраняется для совместимости. На самом деле null – это не объект, а отдельный тип данных.
  2. Функции мы пройдём чуть позже. Пока лишь заметим, что функции не являются отдельным базовым типом в JavaScript, а подвидом объектов. Но typeof выделяет функции отдельно, возвращая для них "function". На практике это весьма удобно, так как позволяет легко определить функцию.

К работе с типами мы также вернёмся более подробно в будущем, после изучения основных структур данных.

Итого

Есть 5 «примитивных» типов: number, string, boolean, null, undefined и 6-й тип – объекты object.

Очень скоро мы изучим их во всех деталях.

Оператор typeof x позволяет выяснить, какой тип находится в x, возвращая его в виде строки.

Карта учебника

Комментарии

перед тем как писать…
  • Если вам кажется, что в статье что-то не так - вместо комментария напишите на GitHub.
  • Для одной строки кода используйте тег <code>, для нескольких строк кода — тег <pre>, если больше 10 строк — ссылку на песочницу (plnkr, JSBin, codepen…)
  • Если что-то непонятно в статье — пишите, что именно и с какого места.