14 августа 2023 г.

Циклы while и for

При написании скриптов зачастую встаёт задача сделать однотипное действие много раз.

Например, вывести товары из списка один за другим. Или просто перебрать все числа от 1 до 10 и для каждого выполнить одинаковый код.

Для многократного повторения одного участка кода предусмотрены циклы.

Циклы for…of и for…in

Небольшое объявление для продвинутых читателей.

В этой статье рассматриваются только базовые циклы: while, do..while и for(..;..;..).

Если вы пришли к этой статье в поисках других типов циклов, вот указатели:

В противном случае, продолжайте читать.

Цикл «while»

Цикл while имеет следующий синтаксис:

while (condition) {
  // код
  // также называемый "телом цикла"
}

Код из тела цикла выполняется, пока условие condition истинно.

Например, цикл ниже выводит i, пока i < 3:

let i = 0;
while (i < 3) { // выводит 0, затем 1, затем 2
  alert( i );
  i++;
}

Одно выполнение тела цикла по-научному называется итерация. Цикл в примере выше совершает три итерации.

Если бы строка i++ отсутствовала в примере выше, то цикл бы повторялся (в теории) вечно. На практике, конечно, браузер не позволит такому случиться, он предоставит пользователю возможность остановить «подвисший» скрипт, а JavaScript на стороне сервера придётся «убить» процесс.

Любое выражение или переменная может быть условием цикла, а не только сравнение: условие while вычисляется и преобразуется в логическое значение.

Например, while (i) – более краткий вариант while (i != 0):

let i = 3;
while (i) { // когда i будет равно 0, условие станет ложным, и цикл остановится
  alert( i );
  i--;
}
Фигурные скобки не требуются для тела цикла из одной строки

Если тело цикла состоит лишь из одной инструкции, мы можем опустить фигурные скобки {…}:

let i = 3;
while (i) alert(i--);

Цикл «do…while»

Проверку условия можно разместить под телом цикла, используя специальный синтаксис do..while:

do {
  // тело цикла
} while (condition);

Цикл сначала выполнит тело, а затем проверит условие condition, и пока его значение равно true, он будет выполняться снова и снова.

Например:

let i = 0;
do {
  alert( i );
  i++;
} while (i < 3);

Такая форма синтаксиса оправдана, если вы хотите, чтобы тело цикла выполнилось хотя бы один раз, даже если условие окажется ложным. На практике чаще используется форма с предусловием: while(…) {…}.

Цикл «for»

Более сложный, но при этом самый распространённый цикл — цикл for.

Выглядит он так:

for (начало; условие; шаг) {
  // ... тело цикла ...
}

Давайте разберёмся, что означает каждая часть, на примере. Цикл ниже выполняет alert(i) для i от 0 до (но не включая) 3:

for (let i = 0; i < 3; i++) { // выведет 0, затем 1, затем 2
  alert(i);
}

Рассмотрим конструкцию for подробней:

часть
начало let i = 0 Выполняется один раз при входе в цикл
условие i < 3 Проверяется перед каждой итерацией цикла.
Если оно вычислится в false, цикл остановится.
тело alert(i) Выполняется снова и снова, пока условие вычисляется в true.
шаг i++ Выполняется после тела цикла на каждой итерации перед проверкой условия.

В целом, алгоритм работы цикла выглядит следующим образом:

Выполнить начало
→ (Если условие == true → Выполнить тело, Выполнить шаг)
→ (Если условие == true → Выполнить тело, Выполнить шаг)
→ (Если условие == true → Выполнить тело, Выполнить шаг)
→ ...

То есть, начало выполняется один раз, а затем каждая итерация заключается в проверке условия, после которой выполняется тело и шаг.

Если тема циклов для вас нова, может быть полезным вернуться к примеру выше и воспроизвести его работу на листе бумаги, шаг за шагом.

Вот в точности то, что происходит в нашем случае:

// for (let i = 0; i < 3; i++) alert(i)

// Выполнить начало
let i = 0;
// Если условие == true → Выполнить тело, Выполнить шаг
if (i < 3) { alert(i); i++ }
// Если условие == true → Выполнить тело, Выполнить шаг
if (i < 3) { alert(i); i++ }
// Если условие == true → Выполнить тело, Выполнить шаг
if (i < 3) { alert(i); i++ }
// ...конец, потому что теперь i == 3
Встроенное объявление переменной

В примере переменная счётчика i была объявлена прямо в цикле. Это так называемое «встроенное» объявление переменной. Такие переменные существуют только внутри цикла.

for (let i = 0; i < 3; i++) {
  alert(i); // 0, 1, 2
}
alert(i); // ошибка, нет такой переменной

Вместо объявления новой переменной мы можем использовать уже существующую:

let i = 0;

for (i = 0; i < 3; i++) { // используем существующую переменную
  alert(i); // 0, 1, 2
}

alert(i); // 3, переменная доступна, т.к. была объявлена снаружи цикла

Пропуск частей «for»

Любая часть for может быть пропущена.

Для примера, мы можем пропустить начало если нам ничего не нужно делать перед стартом цикла.

Вот так:

let i = 0; // мы уже имеем объявленную i с присвоенным значением

for (; i < 3; i++) { // нет необходимости в "начале"
  alert( i ); // 0, 1, 2
}

Можно убрать и шаг:

let i = 0;

for (; i < 3;) {
  alert( i++ );
}

Это сделает цикл аналогичным while (i < 3).

А можно и вообще убрать всё, получив бесконечный цикл:

for (;;) {
  // будет выполняться вечно
}

При этом сами точки с запятой ; обязательно должны присутствовать, иначе будет ошибка синтаксиса.

Прерывание цикла: «break»

Обычно цикл завершается при вычислении условия в false.

Но мы можем выйти из цикла в любой момент с помощью специальной директивы break.

Например, следующий код подсчитывает сумму вводимых чисел до тех пор, пока посетитель их вводит, а затем – выдаёт:

let sum = 0;

while (true) {

  let value = +prompt("Введите число", '');

  if (!value) break; // (*)

  sum += value;

}
alert( 'Сумма: ' + sum );

Директива break в строке (*) полностью прекращает выполнение цикла и передаёт управление на строку за его телом, то есть на alert.

Вообще, сочетание «бесконечный цикл + break» – отличная штука для тех ситуаций, когда условие, по которому нужно прерваться, находится не в начале или конце цикла, а посередине или даже в нескольких местах его тела.

Переход к следующей итерации: continue

Директива continue – «облегчённая версия» break. При её выполнении цикл не прерывается, а переходит к следующей итерации (если условие все ещё равно true).

Её используют, если понятно, что на текущем повторе цикла делать больше нечего.

Например, цикл ниже использует continue, чтобы выводить только нечётные значения:

for (let i = 0; i < 10; i++) {

  // если true, пропустить оставшуюся часть тела цикла
  if (i % 2 == 0) continue;

  alert(i); // 1, затем 3, 5, 7, 9
}

Для чётных значений i, директива continue прекращает выполнение тела цикла и передаёт управление на следующую итерацию for (со следующим числом). Таким образом alert вызывается только для нечётных значений.

Директива continue позволяет избегать вложенности

Цикл, который обрабатывает только нечётные значения, мог бы выглядеть так:

for (let i = 0; i < 10; i++) {

  if (i % 2) {
    alert( i );
  }

}

С технической точки зрения он полностью идентичен. Действительно, вместо continue можно просто завернуть действия в блок if.

Однако мы получили дополнительный уровень вложенности фигурных скобок. Если код внутри if более длинный, то это ухудшает читаемость, в отличие от варианта с continue.

Нельзя использовать break/continue справа от оператора „?“

Обратите внимание, что эти синтаксические конструкции не являются выражениями и не могут быть использованы с тернарным оператором ?. В частности, использование таких директив, как break/continue, вызовет ошибку.

Например, если мы возьмём этот код:

if (i > 5) {
  alert(i);
} else {
  continue;
}

…и перепишем его, используя вопросительный знак:

(i > 5) ? alert(i) : continue; // continue здесь приведёт к ошибке

…то будет синтаксическая ошибка.

Это ещё один повод не использовать оператор вопросительного знака ? вместо if.

Метки для break/continue

Бывает, нужно выйти одновременно из нескольких уровней цикла сразу.

Например, в коде ниже мы проходимся циклами по i и j, запрашивая с помощью prompt координаты (i, j) с (0,0) до (2,2):

for (let i = 0; i < 3; i++) {

  for (let j = 0; j < 3; j++) {

    let input = prompt(`Значение на координатах (${i},${j})`, '');

    // Что если мы захотим перейти к Готово (ниже) прямо отсюда?
  }
}

alert('Готово!');

Нам нужен способ остановить выполнение, если пользователь отменит ввод.

Обычный break после input лишь прервёт внутренний цикл, но этого недостаточно. Достичь желаемого поведения можно с помощью меток.

Метка имеет вид идентификатора с двоеточием перед циклом:

labelName: for (...) {
  ...
}

Вызов break <labelName> в цикле ниже ищет ближайший внешний цикл с такой меткой и переходит в его конец.

outer: for (let i = 0; i < 3; i++) {

  for (let j = 0; j < 3; j++) {

    let input = prompt(`Значение на координатах (${i},${j})`, '');

    // если пустая строка или Отмена, то выйти из обоих циклов
    if (!input) break outer; // (*)

    // сделать что-нибудь со значениями...
  }
}

alert('Готово!');

В примере выше это означает, что вызовом break outer будет разорван внешний цикл до метки с именем outer.

Таким образом управление перейдёт со строки, помеченной (*), к alert('Готово!').

Можно размещать метку на отдельной строке:

outer:
for (let i = 0; i < 3; i++) { ... }

Директива continue также может быть использована с меткой. В этом случае управление перейдёт на следующую итерацию цикла с меткой.

Метки не позволяют «прыгнуть» куда угодно

Метки не дают возможности передавать управление в произвольное место кода.

Например, нет возможности сделать следующее:

break label; // не прыгает к метке ниже

label: for (...)

Директива break должна находиться внутри блока кода. Технически, подойдет любой маркированный блок кода, например:

label: {
  // ...
  break label; // работает
  // ...
}

…Хотя в 99.9% случаев break используется внутри циклов, как мы видели в примерах выше.

К слову, continue возможно только внутри цикла.

Итого

Мы рассмотрели 3 вида циклов:

  • while – Проверяет условие перед каждой итерацией.
  • do..while – Проверяет условие после каждой итерации.
  • for (;;) – Проверяет условие перед каждой итерацией, есть возможность задать дополнительные настройки.

Чтобы организовать бесконечный цикл, используют конструкцию while (true). При этом он, как и любой другой цикл, может быть прерван директивой break.

Если на данной итерации цикла делать больше ничего не надо, но полностью прекращать цикл не следует – используют директиву continue.

Обе этих директивы поддерживают метки, которые ставятся перед циклом. Метки – единственный способ для break/continue выйти за пределы текущего цикла, повлиять на выполнение внешнего.

Заметим, что метки не позволяют прыгнуть в произвольное место кода, в JavaScript нет такой возможности.

Задачи

важность: 3

Какое последнее значение выведет этот код? Почему?

let i = 3;

while (i) {
  alert( i-- );
}

Ответ: 1.

let i = 3;

while (i) {
  alert( i-- );
}

Каждое выполнение цикла уменьшает i. Проверка while(i) остановит цикл при i = 0.

Соответственно, будет такая последовательность шагов цикла («развернём» цикл):

let i = 3;

alert(i--); // выведет 3, затем уменьшит i до 2

alert(i--) // выведет 2, затем уменьшит i до 1

alert(i--) // выведет 1, затем уменьшит i до 0

// все, проверка while(i) не даст выполняться циклу дальше
важность: 4

Для каждого цикла запишите, какие значения он выведет. Потом сравните с ответом.

Оба цикла выводят alert с одинаковыми значениями или нет?

  1. Префиксный вариант ++i:

    let i = 0;
    while (++i < 5) alert( i );
  2. Постфиксный вариант i++

    let i = 0;
    while (i++ < 5) alert( i );

Задача демонстрирует, как постфиксные/префиксные варианты могут повлиять на результат, когда используются в сравнениях.

  1. От 1 до 4

    let i = 0;
    while (++i < 5) alert( i );

    Первое значение: i = 1, так как операция ++i сначала увеличит i, а потом уже произойдёт сравнение и выполнение alert.

    Далее 2, 3, 4… Значения выводятся одно за другим. Для каждого значения сначала происходит увеличение, а потом – сравнение, так как ++ стоит перед переменной.

    При i = 4 произойдёт увеличение i до 5, а потом сравнение while (5 < 5) – это неверно. Поэтому на этом цикл остановится, и значение 5 выведено не будет.

  2. От 1 до 5

    let i = 0;
    while (i++ < 5) alert( i );

    Первое значение: i = 1. Остановимся на нём подробнее. Оператор i++ увеличивает i, возвращая старое значение, так что в сравнении i++ < 5 будет участвовать i = 0 (в отличие от ++i < 5).

    Но последующий вызов alert уже не относится к этому выражению, так что получит новый i = 1.

    Далее следуют 2, 3, 4….

    Остановимся на i = 4. Префиксная форма ++i увеличила бы i и использовала бы в сравнении 5. Но здесь мы имеем постфиксную форму i++, поэтому она увеличивает i до 5, но возвращает старое значение. Таким образом, сравнение фактически равно while (4 < 5)true, поэтому срабатывает alert.

    Значение i = 5 – последнее, так как на следующем шаге while (5 < 5)false.

важность: 4

Для каждого цикла запишите, какие значения он выведет. Потом сравните с ответом.

Оба цикла выведут alert с одинаковыми значениями или нет?

  1. Постфиксная форма:

    for (let i = 0; i < 5; i++) alert( i );
  2. Префиксная форма:

    for (let i = 0; i < 5; ++i) alert( i );

Ответ: от 0 до 4 в обоих случаях.

for (let i = 0; i < 5; ++i) alert( i );

for (let i = 0; i < 5; i++) alert( i );

Такой результат обусловлен алгоритмом работы for:

  1. Выполнить единожды присваивание i = 0 перед чем-либо (начало).
  2. Проверить условие i < 5
  3. Если true – выполнить тело цикла alert(i), и затем i++

Увеличение i++ выполняется отдельно от проверки условия (2), значение i при этом не используется, поэтому нет никакой разницы между i++ и ++i.

важность: 5

При помощи цикла for выведите чётные числа от 2 до 10.

Запустить демо

for (let i = 2; i <= 10; i++) {
  if (i % 2 == 0) {
    alert( i );
  }
}

Для проверки на чётность мы здесь используем оператор получения остатка от деления %.

важность: 5

Перепишите код, заменив цикл for на while, без изменения поведения цикла.

for (let i = 0; i < 3; i++) {
  alert( `number ${i}!` );
}
let i = 0;
while (i < 3) {
  alert( `number ${i}!` );
  i++;
}
важность: 5

Напишите цикл, который предлагает prompt ввести число, большее 100. Если посетитель ввёл другое число – попросить ввести ещё раз, и так далее.

Цикл должен спрашивать число пока либо посетитель не введёт число, большее 100, либо не нажмёт кнопку Отмена (ESC).

Предполагается, что посетитель вводит только числа. Предусматривать обработку нечисловых строк в этой задаче необязательно.

Запустить демо

let num;

do {
  num = prompt("Введите число больше 100?", 0);
} while (num <= 100 && num);

Цикл do..while повторяется, пока верны две проверки:

  1. Проверка num <= 100 – то есть, введённое число всё ещё меньше 100.
  2. Проверка && num вычисляется в false, когда num имеет значение null или пустая строка ''. В этом случае цикл while тоже нужно прекратить.

Кстати, сравнение num <= 100 при вводе null даст true, так что вторая проверка необходима.

важность: 3

Натуральное число, большее 1, называется простым, если оно ни на что не делится, кроме себя и 1.

Другими словами, n > 1 – простое, если при его делении на любое число кроме 1 и n есть остаток.

Например, 5 это простое число, оно не может быть разделено без остатка на 2, 3 и 4.

Напишите код, который выводит все простые числа из интервала от 2 до n.

Для n = 10 результат должен быть 2,3,5,7.

P.S. Код также должен легко модифицироваться для любых других интервалов.

Существует множество алгоритмов решения этой задачи.

Давайте воспользуемся вложенными циклами:

Для всех i от 1 до 10 {
  проверить, делится ли число i на какое-либо из чисел до него
  если делится, то это i не подходит, берём следующее
  если не делится, то i - простое число
}

Решение с использованием метки:

let n = 10;

nextPrime:
for (let i = 2; i <= n; i++) { // Для всех i...

  for (let j = 2; j < i; j++) { // проверить, делится ли число..
    if (i % j == 0) continue nextPrime; // не подходит, берём следующее
  }

  alert( i ); // простое число
}

Конечно же, его можно оптимизировать с точки зрения производительности. Например, проверять все j не от 2 до i, а от 2 до квадратного корня из i. А для очень больших чисел – существуют более эффективные специализированные алгоритмы проверки простоты числа, например квадратичное решето и решето числового поля.

Карта учебника

Комментарии

перед тем как писать…
  • Если вам кажется, что в статье что-то не так - вместо комментария напишите на GitHub.
  • Для одной строки кода используйте тег <code>, для нескольких строк кода — тег <pre>, если больше 10 строк — ссылку на песочницу (plnkr, JSBin, codepen…)
  • Если что-то непонятно в статье — пишите, что именно и с какого места.